Аткомед. Питание для мозга
BRAIN FOOD - здоровые нервы и мысли info@atkomed.ru

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей

Введение

Родители, приводящие детей на консультацию к психологу, часто жалуются на плохое поведение ребенка, его неуправляемость, неусидчивость, частые конфликты с окружающими, как детьми, так и взрослыми, нежелание учиться (если ребенок уже школьник). Школьные оценки у таких детей очень «неровные»: «пятерки» и «четверки» соседствуют с «тройками» и «двойками». Педа­гоги про них говорят: «Он мог бы учиться хорошо, если бы захотел». Ребенок неусидчив, легко отвлекается и отвлекает других, не реагирует на замечания учителя, на переменах много двигается, бегает, задирает других детей, часто агрессия переходит допустимые рамки. Даже самые опытные педагоги иногда не знают, что делать с такими детьми, как призвать их к порядку и выполнению учебных заданий. Их переводят в коррекционные классы, а если от такого непоседы и за­диры страдают другие дети, то вопрос стоит о переводе его в другую школу. Бывает, что 10-летний ребенок к пятому классу меняет уже третью школу, и родители надеются, что уж здесь-то он, наконец, адаптируется. Школьные психологи в таких случаях говорят о «школьной дезадаптации», педагоги – о плохом воспитании в семье, родители не знают, что делать, и весь «гнев» социаль­ного окружения обрушивается на голову такого «дезадаптированного» ребенка, который к подростковому возрасту оказывается на улице - единственном месте, где он «адаптируется» легко и где никто не смотрит на школьные оценки. Между тем, все эти проявления могут быть признаками расстройства, которое в настоящее время носит название «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» и требует кроме психолого – педагогического также и медицинского вмешательства.

Основное внимание синдрому дефицита внимания с гиперактивностью уделяется часто только после поступления ребенка в школу, когда налицо школьная дезадаптация и неуспеваемость, однако, важное значение имеет выяв­ление таких детей и в дошкольном возрасте, когда существует больше возмож­ностей предотвратить формирование стойких расстройств благодаря большим компенсаторным возможностям мозга. Первоначальная задача психолога, таким образом, заключается в своевременном обследовании такого ребенка, определении соответствия его психического развития возрасту и решении вопроса о направлении его на дальнейшее обследование детским неврологом и психиатром. Дальнейшее сопровождение должно быть комплексным и обязательно включать работу с семьей.

Определения понятия СДВГ

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью ранее называли минимальной мозговой дисфункцией, а также легкой детской энцефалопатией, гиперкинетическим синдромом, синдромом гиперактивного ребенка, нарушением внимания. Это одно из самых частых детских поведенческих расстройств, а у многих оно сохраняется и в зрелом возрасте. Распространенность заболевания колеблется от 7 до 28% в России и от 1 до 18% в зарубежных странах ( Брязгунов,2002; Заваденко,2005). Такой разброс данных обусловлен как отсутствием специфичных методов диагности­рования, так и отсутствием единых диагностических критериев. Американские и канадские специалисты пользуются критериями DSM - IV (1994), а в Европе и Великобритании, а также в России принята Международная классификация болезней, МКБ-10. С введением комплексной медико-психологической системы выявления СДВГ его распространенность в популяции ограничивается тремя-пятью процентами детей школьного возраста (Заваденко, 2002, 2003). В дошкольном и младшем школьном возрасте среди заболевших преобладают мальчики, к подростковому возрасту соотношение мальчиков и девочек выравнивается, а после 20 лет преобладают девушки. По сравнению с мальчиками, у девочек более выражена социальная дезадаптация, учебные трудности, личностные расстройства.

СДВГ наблюдается у детей от 3 до 15 лет, но наиболее часто проявляет себя в дошкольном и младшем школьном возрасте (по разным данным от 4 до 20 % детей дошкольного возраста). Наибольший процент гиперактивных детей отмечается в 5-10 лет. Пик проявления приходится на 6-7 лет, а к 14-15 годам гипер- активность постепенно уменьшается. С точки зрения возрастной физиологии периоды 6-7 и 9-10 лет являются критическими для созревания мозговых структур, происходит формирование функциональной организации мозга, лежащей в основе когнитивной деятельности, расширяется система горизонтальных корковых связей и вертикальных корково-подкорковых взаимодействий. Второй пик симптомов СДВГ совпадает с периодом полового развития – 13-15 лет, он обусловлен не только гормональным всплеском, но и «возвратом» уровня развития корковых центров к уровню дошкольного периода в силу возрастной активации гипоталамуса.

У детей с признаками СДВГ после 14 лет наблюдается значительное улучшение: снижается гиперактивность, повышается самоконтроль и регуляция поведения, улучшается внимание, но примерно у 6% детей наблюдаются осложнения в виде раннего алкоголизма, наркомании, делинквентного поведения как следствие приобретенных дезадаптивных алгоритмов поведения. Поэтому чем раньше будет начато лечение, тем благоприятней исход. Оптимальный возраст для этого – 5-8 лет.

#

Диагностика: электроэнцефалограмма мозга

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) (электро- + греч. enсephalos — головной мозг + …грамма) — график электрической активности головного мозга, получаемый в процессе электроэнцефалографии.. Подробнее...

Беспокойный ребенок - что это такое?

Родители, приводящие детей на консультацию к психологу, часто жалуются на плохое поведение ребенка, его неуправляемость, неусидчивость, частые конфликты с окружающими, как детьми, так и взрослыми, нежелание учиться (если ребенок уже школьник). Даже самые опытные педагоги иногда не знают, что делать с такими детьми. Между тем, все эти проявления могут быть признаками расстройства, которое в настоящее время носит название «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» и требует кроме психолого-педагогического также и медицинского вмешательства. Подробнее...

Аткомед
 
Hosted by uCoz